МОБУ "СОШ № 2"
Красноярский край г. Минусинск
  • Школьная служба медиации

    Бойко Ирина Михайловна

    руководитель школьной службы медиации

    Школьная служба медиации – это команда взрослых и подростков, прошедших специальный курс подготовки, которая стремится разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом, дает возможность конфликтующим сторонам понять друг друга и, по возможности, примириться.

    Состав школьной службы медиации

    Арефьева Вера Александровна - социальный педагог

    Герцева Ольга Григорьевна - педагог-психолог

    Левченко Инна Юрьевна - родитель

    Ярлыкова Дарья Андреевна - учащаяся 11А класса

    Кызынгашев Иван Сергеевич - учащийся 11А класса

    Семёнова Наталья Владимировна - педагог-организатор

    Понятие о медиации

    Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

    Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

    Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

    Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

    Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

    Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

    Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

    Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

    Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

    Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

    В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

    Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

    Роль медиатора

    Медиатор не выносит решения по спору. Медиатор помогает создать условия, приемлемые для проведения переговоров сторон. Руководствуясь своим опытом, знаниями, умением разрешать конфликты, он помогает сторонам спора сблизить свои позиции, прийти к согласию, содействует в выработке соглашений, не оказывая на стороны никакого давления.

    Медиатор не формулирует свою позицию и не сближает сам позиции сторон, он только обозначает для них определенные возможности.

    Образно роль медиатора можно сравнить с ролью катализатора в химической реакции, который в ней учувствует, но реакция идет быстрее и получается результат.

    В чистом виде медитация работает как процесс фасилитации: медиатор не имеет роли советника. Вместо этого, медиатор ищет пути помочь участникам спора развить обоюдное понимание конфликта и работать в направлении принятия практического и долгосрочного соглашения по предмету спора.

    Необходимо подчеркнуть, что окончательное разрешение спора целиком и полностью зависит от самих сторон. Для успеха важна способность медиатора сохранить объективность и нейтральность, не податься эмоциям и не встать, пусть и невольно, на сторону того или иного спорящего.

    Таким образом, медиатор может помочь сторонам:

    • организовать процесс переговоров;
    • рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых «горящих» аргументов;
    • разделить людей и проблему;
    • исследовать все перспективы;
    • «построить мост» между сторонами;
    • увидеть выход из конфликтной ситуации.
    Формы организации профилактической работы с родителями
    • проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории (лекционно-информационная форма);
    • семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка (проблемно-ориентированная индивидуальная форма первичной профилактической помощи);
    • организация родительских семинаров по проблемам семьи и антинаркотической профилактической работы;
    • общешкольные конференции;
    • посещения на дому (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни);
    • общешкольные родительские собрания;
    • классные родительские собрания;
    • привлечение родителей  к участию и проведению общешкольных мероприятий.
    Документы и материалы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie