Ответы специалистов Центра семьи
Вопрос №1
Как воздействовать на подростка, если он «пробует всё» - вейп, снюс?
Отвечает: Педагог-психолог, Д.С. Полякова
Давайте с Вами подумаем, а кто такой «подросток»?
Это тот, кто может услышать любимого исполнителя за три квартала, но не слышит маму из соседней комнаты.
Это ученик, который тратит 12 минут на изучение урока по истории, однако тратит 12 часов на «посиделки» в социальных сетях…
Это тот, кто хочет решать всё сам, не спрашивая у родителей, сделать наперекор, слыша от взрослых «это плохо», «это вредит здоровью», «эта компания добра не принесет»….
Родитель до какого-то возраста ещё может «допросить» ребёнка, отвести «за ручку» или лишить возможности провести время за компьютером, но со взрослеющим сыном или дочерью это сделать становится всё тяжелее.
Считать, что есть волшебные способы сделать так, чтобы дети не пробовали снюс, вейпы, сигареты и алкоголь — не верно. Нет ни таких запретов, ни таких угроз, ни таких «серьёзных разговоров», ни таких ультиматумов, ни волшебных тренингов, ни гипнотических обработок сознания.
Нам очень важно понять главное: любая форма химической зависимости, будь она легкой или тяжелой формы, – это болезнь.
Задайте себе главный вопрос: если я узнаю, что мой ребёнок употребляет что-то, каковы мои действия?
Ручаюсь, что все, что придёт Вам в голову - это накричать или серьезно поговорить, ещё раз рассказать о том, как это опасно, попытаться запретить и контролировать. Встречать из школы? А если вы работаете? Нанять няню подростку? А если нет денег?
Так что же действительно может увеличить шансы на то, что ребёнок не будет употреблять?
- Спорт. Если подросток занимается спортом с энтузиазмом, вероятность снижается.
- Доверительные отношения дома. Если подросток знает, что может прийти к маме и сказать: «Мама, я попробовал то-то», то шанс у такой мамы грамотно повлиять на ситуацию выше, чем у той, чей ребёнок готов изворачиваться как угодно, «лишь бы мама не узнала».
- Страх перед гневом родителей тоже действует. Но если авторитет родителя реально высок. Истерики и шантаж смартфоном тут не спасут ситуацию.
- Подробная обстоятельная информация о химической зависимости, хорошие документальные фильмы, где бывшие зависимые рассказывают о своём пути и о том, как проживали ломку, что потеряли, насколько страшной стала их жизнь – это работает. Важно, чтобы кто-то реальный, не взрослый и не занудный, мог честно рассказать о проблемах и о том, как легко заболеть и почему невозможно вылечиться, как все одинаково считают, что «ничего страшного не произойдёт» и как медленно и незаметно наркотические вещества отнимают способность мыслить разумно.
- Умейте слушать! Изначально стройте диалог с ребенком в позиции «Я мало говорю, я много слушаю». Постарайтесь максимум услышать проблемы, волнующие Вашего сына или дочь, уделяйте внимание взглядам, чувствам и эмоциям ребенка.
- Знайте компанию ребенка. Вы должны владеть информацией с кем общается подросток, их интересы, манеру общения. Приглашайте в гости друзей, наблюдайте, по мере возможности, как происходят их беседы.
- Никогда не сравнивайте ребенка с собой или другими подростками. Лучше помогите найти другие пути решения сложившейся ситуации, раскройте в нем возможность размышлять и анализировать происходящее.
Помните! Недостаток внимания сегодня – несчастная судьба завтра!
Вопрос №2
Как реагировать на критику от ребенка?
Отвечает: Педагог-психолог Г.В.Ерахтина
«Критика в адрес любого человека, обычно, вызывает ответную негативную реакцию. Постарайтесь не участвовать в развитии конфликта. Очень важно, вместе с ребёнком, разобраться в ситуации, понять причину его высказываний, почему он так говорит? Может взрослый очень часто сам критикует ребёнка? Дети обычно хотят быть хорошими, но многие взрослые, делая замечания, совершают такие ошибки, как: осуждают самого ребёнка, а не его действие; не показывают пути выхода из ситуации и оставляют ребёнка наедине с грустными мыслями. Деструктивная критика вызывает отрицательные эмоции, с которыми надо что-то делать. Например, замкнуться в себе или, наоборот, в отношениях со сверстниками «отыграть» накопившиеся обиды, или ответить обидчику тем же. Важно помнить, что своим поведением дети «зеркалят» взрослых.
Больше позитива в общении с детьми и в жизни в целом!
Вопрос №3
Как уберечь от беды доверчивых и искренних подростков?
Отвечает: Педагог-психолог, Л.И. Генрих
Когда мы произносим слово «подросток» или «ребенок подросткового» возраста многие взрослые представляют перед собой образ дерзкого, вздорного молодого человека. Да, обычно так и бывает, в подростковом переходном возрасте дети часто конфликтуют с родителями и педагогами, дерзят старшим, протестуют против правил и требований, предъявляемых взрослыми. Однако, не все подростки такие. Некоторые дети даже в подростковом возрасте сохраняют доверчивость, искренность, веру в доброту окружающих людей. Это конечно замечательно, но такие подростки больше всего подвержены дурному влиянию, могут попасть в беду, так как не умеют отказывать людям и как показывают события последнего времени практически каждый ребенок рано или поздно сталкивается с болью, ложью и предательством. И кого-то подобный опыт делает черствым и злобным, а кто-то по-прежнему продолжает верить в честность и доброту людей. Доверчивые дети искренне считают, что окружающие люди неспособны на обман и коварство.
В подростковом возрасте ребенку интересна любая новая информация, ему трудно устоять перед соблазнами, особенно если приятели уговаривают попробовать что-то необычное. И наивный подросток соглашается, ведь он не умеет различать хорошее и плохое, но более других рискуют подростки, подверженные гиперопеке родителей и не умеющие принимать решения без руководства взрослых. Также в опасности находятся дети, родители которых не особенно интересуются их жизнью и внутренним миром (гипоопека).
Чтобы оградить доверчивого подростка от дурного влияния окружающего мира, лучший способ научить его противостоять этому влиянию.
Как помочь наивному подростку?
1. Не нужно стесняться беседовать с ребенком на «неудобные» темы: наркомания, секс, курение и алкоголь. Такие вопросы необходимо обсуждать честно и откровенно, объясняя подростку, к чему приводят некоторые необдуманные поступки.
2. Нужно проявлять искренний интерес к жизни отпрыска, поддерживать его в трудных ситуациях, гордиться его успехами, чаще разговаривать по душам. Находить общий интерес и общаться не только по поводу, а просто так. Рассказывайте о себе. Взрослеющие дети ценят откровенность.
3. В жизни подростка не должно быть слишком много запретов и ограничений, контроль необходим, но разумный контроль. Ребенок должен знать и быть уверен в том, что родители доверяют ему и позволяют ему принимать самостоятельные решения.
4. Нельзя запрещать подростку общаться с друзьями, лучше познакомиться с ними поближе (пригласить в гости, сходить всем вместе в кино, придумать на праздник развлечение, квест, в бассейн, в театр, на пляж, на каток, возможно, даже для обустройства комнаты вашего ребенка привлечь его друзей и т.д.)
5. Полезно привлекать ребенка и к семейным делам, чаще просить его о помощи, подчеркивать его значимость. Применяйте метод «без тебя никак».
Как нельзя вести себя родителям у которых наивный и доверчивый ребенок?
1. Нельзя изолировать подростка от окружающего мира.
Некоторые родители, стремясь обеспечить безопасность своего ребенка, расписывают его жизнь по минутам и контролируют каждый шаг. Логика родителей – подрастет – успеет пообщаться. Подросток становится скрытным и необщительным, сверстники считают его странным и не принимают в коллектив. Такие дети часто уходят в виртуальный мир, который тоже небезопасен для искреннего и легковерного ребенка. Обязательно найдется непорядочный человек, который наладит с подростком контакт, а потом воспользуется его простодушием (например: группы смерти в социальных сетях (синий кит), «виртуальный друг», ради которого подростки крадут вещи (деньги) из дома, совершают необдуманные поступки)
2. Наказания.
Ошибаются все, даже взрослые, а дети имеют все шансы на ошибку, ошибаясь, они накапливают жизненный опыт и делают выводы. Родители, наказывая подростка за любую провинность, лишают его возможности самостоятельно осознать свои промахи и извлечь урок. Жестокость родителей порождает в ребенке страх и желание отстраниться от них и его шансы попасть в дурную компанию еще больше возрастают (в компании они находят сочувствующих, которые «не наказывают», «не запрещают», «сочувствуют»)
3. Отсутствие внимания.
Некоторые родители, желая вырастить детей самостоятельными, игнорируют их чувства и интересы. Может это и так, но жить без защиты очень сложно. Дети нуждаются в совете, поддержке и любви. Ребенок ощущает себя ненужным и беззащитным, ему трудно расти без родительского тепла и любви. Разочарованный одинокий подросток становится добычей социально опасных людей (проституция, наркомания, заложники у маньяков).
Дорогие родители, вы воспитали доброго, душевного и доверчивого ребенка. Это замечательно, но теперь нужно приложить усилия, чтобы он смог сохранить свою искренность и доброту, справляясь с реальностью. Помогите подростку. Ваша задача приложить все усилия, чтобы ребенок научился фильтровать свое общение с окружающими людьми, отличать черное от белого.
Практические советы для подростков, чтобы избежать беды.
Не ходи туда.
Не ходи в места заведомо известные плохими компаниями. Если у тебя есть другой путь домой, иди по нему.
Если нет другой дороги, то старайся ходить не один — иди или с взрослыми или с хорошим другом.
Если ты идешь по опасному месту и чувствуешь, что что- то не так, то скорее убегай. Убежать - это не признак трусости, а признак мудрости.
Лучше убежать и быть целым (и физически и эмоционально), чем остаться и пострадать.
Не носи в школу дорогие вещи.
Например, кольца или цепочки или дорогие часы. Это все может вызвать зависть у одноклассников. Это не значит, что нужно надевать все старое, но старайся, чтобы твой внешний вид был не кричащим и вызывающим, а соответствовал обстановке. Если ты идешь в школу, то не стоит надевать золотое кольцо или брать дорогой телефон просто для того чтобы смотреть на нем время.
Также не бери с собой много денег. Твои одноклассники, если узнают об этом и захотят воспользоваться ими, то могут украсть или вынудить тебя, их потратить как им надо. А тебе потом придется объяснять родителям где деньги или того хуже если ты обманешь родителей. Бери в школу или в другое место только то, что нужно и не очень дорогое. Также не хвастайся и не говори, что дома у тебя много денег, и ты знаешь, где они лежат. Это тоже приманка для плохих друзей. Понимаешь?
Если ты все - таки взял какие - то вещи из реальной необходимости, то подпиши их и убери подальше от чужих глаз. Сделай какие - то пометки на них, чтобы потом доказать что это твое. Пусть твои родители знают, что сегодня ты взял в школу определенную сумму денег, чтобы они могли подтвердить если что- то случиться.
Прояви чувство юмора, где уместно.
Если над тобой начинают смеяться и подталкивают к чему- то плохому, то переведи это на шутку. Конечно, это непросто и ты можешь почувствовать себя немного униженно, но это лучше чем пострадать из-за глупости. Например, если тебя зовут курить, а ты невысокого роста, то можно пошутить «если я буду курить, то больше не вырасту, а я хочу быть большим!». Кстати это даже отчасти, правда, поэтому ничего обидного ты не сказал, но, а парни могут продолжать смеяться если им это надо, но ты избежишь их кампании.
Этот же принцип применим в других ситуациях.
Организуй свое свободное время.
Если тебе нечем заняться после школы, то искушение пойти с плохими друзьями, которые еще так настойчиво тебя зовут, очень большое. Если они тебя спросят, чем ты будешь занят вечером, а тебе нечего будет ответить, то они поймут, что ты просто боишься их и будут продолжать давить. Поэтому будь занят. Если тебя спросят про твои планы на вечер или после школы, то так и скажи «Я занят, мы сегодня пойдем в гости к родственникам. Но я все равно не хотел бы идти туда, куда вы меня зовете.» понимаешь, в чем суть?! То есть ты сказал, что ты и сегодня занят и дал им понять вообще о твоем отношении к их предложению. Если они позовут тебя в следующий раз, то ты просто уже можешь напомнить свои слова, что ты не хочешь идти туда с ними. Это будет звучать уже в твою пользу.
Скажи взрослым.
Расскажи родителям и давлении на тебя. Скажи учителям. Это не обязательно делать перед всем классом, а можно сделать после уроков. Можно так и сказать учителю, что ты не хочешь придавать огласке свои слова, но просишь у него больше внимания к этой стороне нахождения в школе, чтобы ты чувствовал себя безопасно. Родители тоже могут лично подойти к учителю и обсудить, что можно предпринять, чтобы пресечь и плохое влияние и помочь тем подросткам. Если ты скажешь о плохом влиянии, это не значит что ты ябеда. Это значит, что реально видишь опасность, не хочешь в нее попасть и даже хочешь помочь другим.
Будь твердым всегда.
Если ты будешь иногда поддаваться их влиянию, то это ничем хорошим не кончится. Они так и будут приставать к тебе, и прогибать тебя под свои желания. Поэтому не поддавайся ни одного разу. Если ты поддавался, не делай больше этого, пока не зашло далеко. Да, влияние окружающих - это серьезно. Если взрослые люди, просто смотря рекламу, которая длится 4минуты, потом покупают товары им не нужные, то подростки, находясь постоянно под прессингом (давлением), тем более идут на поводу у своих «друзей».
Родители, будьте внимательны к поведению своих детей. Вы знаете их очень хорошо, поэтому анализируйте их слова, поступки. Родителям полезно знать друзей своих детей, для этого можно приглашать их в гости или сходить к ним в гости.
Родители, вы имеете право быть в курсе всех событий происходящих в жизни ребенка, пока он несовершеннолетний. Скорее всего, если вы увидите, что ваш ребенок заслуживает большего доверия и степени свободы, вы ему это предоставите. Но если вы видите, что ваш ребенок- подросток еще слишком податлив, то учите его быть тверже и не давайте ему сбиться с правильного пути.
Если вы сами подростки понимаете, что вам не нужна такая кампания, то не связывайтесь с ней. Не думайте, что потом можно будет легко порвать с плохим влиянием. Не думайте, что на вас это так сильно не подействует.
Будьте мудрыми и подумайте о будущем, которое вас ждет!
Вопрос №4
Что делать если мать – одиночка не может найти подход к сыну или дочери в подростковом возрасте?
Отвечает: Педагог-психолог, В.А. Путинцева
Многое в психическом развитии и личностном становлении зависит не только от наличия одного или двух родителей, но и от того, как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет. Большую роль играет и то, в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить с семьей.
Дети из неполных семей ничем не отличаются от своих сверстников из обычных семей и требуют к себе такого же внимания и заботы. Конечно, воспитывать детей в одиночку гораздо сложнее, чем вдвоем, поскольку на процесс воспитания неизбежно накладываются трудности не только в воспитании, но и в личной жизни. Однако даже одинокий родитель - в подавляющем большинстве случаев речь идет о матери-одиночке - может помочь своему ребенку вырасти полноценной личностью.
Вместе с тем очевидно, что одинокой матери придется столкнуться с трудностями и ошибками воспитания. Так, одной из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях становится чрезмерная опека. Мать старается уделить сыну больше внимания, окружить большей заботой, не считаясь со своими интересами и желаниями. В таких условиях ребенок с детства отучается от самостоятельности и инициативы, становится нерешительным и пугливым. Если подобная гиперопека существенно ограничивает сферу общения со сверстниками, ребенок становится некоммуникабельным и скованным. По мере взросления сыновья одиноких матерей все чаще сталкиваются с проблемой нехватки отцовского авторитета, а также с проблемой найти себе образец мужчины, способного удовлетворить его спортивные, технические, естественнонаучные и прочие интересы.
Девочки, в отличие от мальчиков, легче адаптируются к отсутствию отца, с ними обычно бывает меньше хлопот в воспитании, но и по их поведению можно заметить, что им не хватает человека, которым они могли бы восхищаться и по которому могли бы составить себе представление о своем будущем партнере в жизни. Ситуация развода может быть драматичной для девочки, если она привязана к отцу и имеет много общего с ним. Немаловажно, что оставшиеся без отца девочки-подростки начинают чаще ссориться с матерями; их самооценка заметно снижается.
Бывает, материнская гиперопека провоцирует ребенка к деспотической власти над матерью. С детства он начинает эксплуатировать мать в корыстных личных целях, играя на ее чувствах.
Рассмотрев наиболее распространенные варианты развития событий для материнских семей, обозначив основные сопутствующие проблемы, перейдем к рекомендациям по воспитанию подростков, налаживанию и укреплению отношений с ними.
Рекомендации для родителей
1. Психологическое воспитание детей в неполной семье должно быть направлено на то, чтобы ребенок в такой семье не чувствовал себя нелюбимым и одиноким. Дети очень отзывчивы на любовь и ласку и никакие подарки, дорогие вещи и одежда не заменят ребенку общения с матерью, ее нежности и понимания.
2. Теплые отношения с матерью непременно помогут подростку понять, как трудно ей справляться со всеми заботами, и он может начать искренне сочувствовать. Разумная мама в такой ситуации не должна допустить ухудшения отношений попытками установить чрезмерный контроль над подростком. Безусловно, подросток в состоянии понять трудности и проблемы матери и взять часть ответственности за семью на себя.
3. Можно утверждать, что полноценное и свободное общение - ключевой фактор успешного воспитания в одиночку. Многие одинокие мамы откровенно рассказывают своим детям о себе и своей повседневной жизни то, что поведали бы своим мужьям. Такие постоянные доверительные беседы способствуют духовной близости и возникновению стабильных теплых отношений с подростком, потому что так ему будет проще поделиться своими сокровенными мыслями.
4. Альтернативы общению нет, и в любом случае первый шаг навстречу подростку должна сделать мать. Тогда он почувствует, что мама с ним, она за него, она хочет понять, что с ним происходит, узнать, чем ему помочь. Понятно, что сближение может быть непростым. К примеру, подросток обижает или провоцирует, грубит или не слушается. И тогда вместо сближения хочется «разобраться» с ним и установить жесткий контроль, наказать. Однако это только ухудшит и без того непростые отношения.
5. Подросток должен видеть, как мать общается с другими людьми, поэтому в доме должны бывать другие взрослые люди. Кроме того, мать должна иметь время на личную жизнь и занятия. Это поможет подростку преодолеть эгоцентризм. Он увидит, что в жизни матери есть другие значимые люди, кроме него, а ее жизнь - это не только он.
6. Подросток должен испытывать на себе как женское, так и мужское влияние, поэтому желательно побольше общаться с надежными и постоянными друзьями (речь идет именно о друзьях, а не сексуальных партнерах) и родственниками противоположного пола (дедушка, дядя, старший брат), приглашая их домой, приходя к ним в гости, проводя вместе досуг, выходные, отпуск. Это облегчит подростку процесс адаптации к обществу.
7. Нельзя исключать из круга общения подростка и бывшего супруга. Если родители действительно заботятся о благе ребенка, нужно научиться жить если не в мире, то хотя бы в состоянии перемирия друг с другом, даже если один не согласен с методикой второго. Это гораздо эффективнее, чем бесконечно искать виноватых. Психологи предлагают решение, которое положит конец ссорам. Оба родителя должны составить список абсолютно всех имеющихся разногласий по поводу вопросов воспитания - кто с чем и в чем согласен или нет. После этого нужно просто распределить пункты списка между собой, определившись, кто за что отвечает. Теперь можно сказать подростку: «Вопросы, касающиеся школы, решает твой отец, поэтому насчет школьной вечеринки обращайся к нему. Запретит - значит, так и будет». Или: «Деньги на карманные расходы тебе дает мама. Все вопросы по поводу дополнительных расходов решает она, поэтому как она решит, так и будет».
Вопрос №5
Почему сотрудники Центра семьи посещают семью, стоящую на учете в дневное время, когда мы (родители) на работе, а социальный педагог школы нас спрашивает: «Почему семья не идет на контакт со специалистами Центра?»
Отвечает: Зав.отделением, Г.В. Сипкина
Специалисты КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» осуществляют свою профессиональную деятельность в соответствии снормативно-правовыми документами, а также в рамках рабочего времени:
- понедельник-пятница с 09.00 до 18.00
- обеденный перерыв с 13.00 до 14.00
- выходные дни - суббота и воскресенье.
- в вечернее (после 18.00 часов) и ночное время специалисты Центра профессиональную деятельность не осуществляют.
Сотрудники учреждения посещают семьи на основании запросов органов и учреждений системы профилактикиг.Минусинска и Минусинского района, а также по факту обращения граждан о неблагополучии семьи в соответствии с № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» с целью проведения профилактической работы и/или защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Специалисты Центра не имеют права находиться на территории, являющейся частной собственностью, без разрешения членов семьи.
Если при посещении по месту жительства членов семьи не оказалось дома, либо законных представителей несовершеннолетних дома не было, специалисты всегда (!) оставляют приглашение либо информацию о необходимости связаться со специалистом в удобное для Вас время и необходимости обращения в КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» в ближайшее время.
Если члены семьи не отреагировали на оставленную информацию (не связались со специалистом в телефонном режиме, не посетили Центр семьи), сотрудники Центра посещают семью вновь, в случае отсутствия членов семьи - оставляютприглашение повторно. При отсутствии обратной связи сотрудники Центра обращаются к специалистам органов и учреждений системы профилактики (в том числе к социальным педагогам образовательных учреждений)с целью оказаниянам содействия в установлении контакта с семьей и проведения профилактической работы.
Напоминаем, что сотрудничество со специалистами КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» является добровольным, а профилактическая работа является наиболее эффективной в случае заинтересованности обеих сторон. Обращаем Ваше внимание на то, что Центр семьи «Минусинский» не является «карательным» органом, а служит лишь ВО-БЛАГО семье!
Вопрос №6
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Отвечает: Педагог-психолог, П.С. Ретунская
Многие родители уверены, что мотивация к обучению ребенка закладывается именно в школе. Однако это не совсем так. Интерес к познанию в целом зарождается именно в семье, и родители могут помочь ребенку его развить. Что можно для этого сделать?
- Личный пример. Родителю важно уметь ответить самому себе на вопрос: чем он сам интересуется? Много ли читает? Нужно дать понять ребенку, что взрослый сам не боится изучать новые навыки, браться за сложные задачи (показать на собственном примере).
- Дать ребенку возможность поделиться личным опытом – расспросить о том, что ему нравится в школе, а что нет, какой у него любимый предмет, а какой вызывает затруднения. Делать это обязательно без критики и нотаций. Можно поделиться личным опытом из позиции «на равных»: рассказать о своих школьных успехах и неудачах.
- Определить таланты ребенка и связать их со школьным обучением. Например, если ребенок не боится выступать на публике – он может чаще выступать с докладами или сообщениями; при наличии организаторских способностей – может помогать классному руководителю устраивать мероприятия в классе и так далее. Ребенок должен почувствовать на себе ситуацию успеха (что такое быть успешным). Можно выяснить, кем ребенок хотел бы стать, когда вырастет, и рассказать, какие знания и навыки для этого пригодятся, на какие предметы нужно обратить внимание.
- Принимать посильное участие в жизни школы – в меру своих возможностей родителю можно участвовать в школьных мероприятиях, поддерживать связь с классным руководителем.
- Поддерживать благоприятный психологический климат в семье – не секрет, что психологическая обстановка в семье (доброжелательное отношение, эмоциональная поддержка, умение конструктивно решать конфликты) влияет на учебу. Если ребёнку дома психологически комфортно, то у него есть энергия для развития и получения новых знаний.
При наличии низкой мотивации к обучению желательно учитывать следующие рекомендации:
- можно предложить школьнику использовать школьные знания в реальной жизни (например, математические расчеты);
- взрослому рекомендуется дать понять ребенку, что изучение чего-то нового – это интересный, безопасный и увлекательный процесс;
- одной из причин низкой мотивации к обучению может стать страх совершить ошибку, не выполнить задание правильно с первого раза. В таком случае нужно объяснить, что ошибки бывают и у взрослых, и у детей, они не являются поводом «опускать руки»;
- сложные темы или задания можно разбирать вместе с несовершеннолетним; «разбивать» трудное задание на несколько более простых действий. Таким образом, ощущая поддержку взрослого, ребенок постепенно перестанет бояться пробовать что-либо снова.
- важно соблюдать режим учёбы и отдыха, организовать достаточное пребывание на свежем воздухе для несовершеннолетнего.
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании?
В большинстве случаев единственный ребенок в семье развивается не хуже своих сверстников, у которых есть братья или сестры. Однако при воспитании одного ребенка в семье отмечаются некоторые особенности.
Зачастую на единственного ребенка обращено всё внимание родственников и родителей, а значит, к нему может предъявляться больше ожиданий, с которыми не каждый несовершеннолетний может справиться.
Порой родители считают, что единственный ребенок может вырасти избалованным, или же ему сложно будет общаться со сверстниками, чем детям из многодетных семей. Однако, это не так. В данной ситуации важно помнить:
- бОльшая часть единственных детей имеет возможности справляться с трудностями не хуже, чем другие дети;
- ребенок занимает в семье именно то место, которое ему отводится самими родителями.
Причиной сложных ситуаций может стать не всегда верное поведение взрослых:
- не стоит предвосхищать желания ребенка, угождать ему во всем, однако в воспитании следует придерживаться постоянной «линии поведения»: требования к ребенку должны быть понятными, регулярными и логичными; если приходится запретить что-либо – следует обязательно разъяснять, почему применен данный заперт, сколько он будет действовать. Поощрения (покупки дорогих вещей и тому подобное) следует применять за реальные достижения.
- еще одной причиной трудностей в воспитании может стать чрезмерная опека родителей – в таких случаях могут появиться сложности адаптации в группе сверстников (например, с трудом развивается умение защищать себя); ребенок может начать подавлять свои истинные чувства; происходит отрицательное влияние на волевую сферу несовершеннолетнего – могут возникнуть трудности с принятием собственных решений. Когда ребенка чрезмерно опекают или дают мало возможностей проявить себя, ему бывает трудно научиться быть независимым и самостоятельным. Родителю важно научить ребенка самому определять, когда и какая помощь ему нужна, и эту помощь просить; либо отказываться от помощи, когда она не требуется. Нужно уметь давать ребенку право выбора – сначала в простых ситуациях (например, что надеть, что съесть на завтрак), а затем и в более сложных; хвалить и делать поощрения только за действительный поступок; позволять ребенку высказывать свою точку зрения, признавать право ребенка на самостоятельность; при необходимости – идти на компромисс.
Вопрос №7
Можно ли ребенку первокласснику посещать дополнительные развивающие занятия в Центре семьи?
Отвечает: Зав.отделением, В.В. Упирова
В КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» проводятся индивидуальные и групповые занятия для детей разных возрастов. Для получения услуг Центра семьи и посещения занятий необходимо предоставить документы для постановки на социальное обслуживание согласно ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Для посещения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий родителю с ребенком необходимо посетить консультацию педагога-психолога, предварительно записавшись по телефону 8 (39132) 2-16-46, а также пройти психолого-педагогическую диагностику для определения необходимости посещения индивидуальных занятий. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком проводится при наличии определенных показаний: недоразвитие познавательных процессов, трудности адаптации и социализации ребенка, проблемы поведения или эмоционально-волевой сферы ребенка (тревожность, страхи, низкая самооценка, склонность к асоциальному поведению, агрессивность, замкнутость и пр.).
Также для детей младшего школьного возраста в Центре семьи проводятся групповые занятия по следующим направлениям:
-
Площадка внешкольной досуговой занятости для детей 6-10 лет «Калейдоскоп». Цель – организация досуга детей, овладение детьми различными видами деятельности (творческая, спортивно-оздоровительная, игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность, участие в различных акциях, мероприятиях).
-
Летняя досуговая площадка «Лето молодых» - проводится в течение летнего периода (июнь, июль), ежедневно с 9.30ч. до 12.30ч. (кроме выходных и праздничных дней), без предоставления питания. Цель: организация досуга несовершеннолетних, развитие их творческих способностей, социальной, познавательной, коммуникативной активности.
-
Детская театральная кукольная студия «Буратино» для детей младшего и среднего звена. Занятия проходят 1-2 раза в неделю в течение года и направлены на формирование и развитие у несовершеннолетних доброжелательных отношений, творческих способностей, уверенности в себе посредством кукольного театрального искусства.
Вопрос №8
С какого возраста можно приводить на занятия детей по подготовке к школе в Центре семьи?
Отвечает: Зав.отделением, В.В. Упирова
В летний период (июнь, июль, август) в КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» проходят занятия по программе формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению «Скоро в школу!». Занятия посещают дети в возрасте 6-7 лет (будущие первоклассники), которые в текущем году идут в первый класс.
Цель занятий: способствовать формированию достаточного уровня психического развития ребенка, необходимого для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Занятия помогаю сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к школе, развить способность выполнять учебные задачи и требования учителя, произвольную регуляцию деятельности дошкольника, познавательные процессы детей.
Запись на занятия ведется в апреле-мае по телефону 8 (39132) 2-16-46 или по адресу ул.Советская 31б, кабинет № 17.
Вопрос №9
Проходят ли в Центре семьи занятия с детьми по подготовке к детскому саду?
Отвечает: Зав.отделением, В.В. Упирова
Для семей с детьми раннего возраста от 1,5 до 3х лет, не посещающих детский сад, специалисты КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» проводят групповые занятия по программе социально-психологической и социально-педагогической поддержки материнства и отцовства «Растем вместе».
Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут согласно расписанию. На занятиях взрослые члены семьи присутствуют вместе с детьми.
Занятия направлены на:
- развитие социальных и коммуникативных умений, познавательной сферы детей раннего возраста;
- формирование позитивных эмоциональных отношений в системе «родитель-ребенок»;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- подготовку малышей к посещению детского сада.
Для записи на занятия обращайтесь по телефону: 8 (39132) 2-16-46 или по адресу: г.Минусинск, ул.Советская, д.31б, в кабинет № 17.
Вопрос №10
На данный момент в школе №1 нет психолога, возможно ли предоставлять психолога хотя бы на пару часов в неделю в школу для работы с проблемными детьми?
Отвечает: Зав.отделением, В.В. Упирова
Педагоги-психологи КГБУ СО Центра семьи «Минусинский» оказывают психолого-педагогические услуги в полустационарной форме семьям с детьми до 18 лет, ежедневно с 9.00ч. до 18.00ч., обед с 13.00ч. до 14.00ч. по адресу ул. Советская, 31б.
Для получения психолого-педагогических услуг законному представителю несовершеннолетнего необходимо записаться на прием по телефону: 8 (39132) 2-16-46 или по адресу: г. Минусинск, ул. Советская, д.31б, в кабинет № 17, а также предоставить пакет документов для постановки на социальное обслуживание согласно ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Вопрос №11
Какая работа ведется психологами Центра по вопросам общения между полами?
Отвечает: Зав.отделением, В.В. Упирова
Специалисты КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» разрабатывают и проводят мероприятия для учащихся образовательных учреждений г.Минусинска и Минусинского района, направленные на психологические и социальные аспекты полового воспитания.
На данный момент нами разработаны и проводятся следующие мероприятия в образовательных учреждениях:
-
Беседа с родителями «Правильно о сложном: как говорить с подростками о взаимоотношениях полов». Цель: информировать родителей об особенностях сферы сексуальных взаимоотношений у подростков; дать понятие об особенностях диалога с подростками на тему взаимоотношений между полами.
Целевая аудитория: родители учащихся 5-11 классов.
-
Лекция с элементами презентации «Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек». Цель: познакомить родителей с полоролевыми особенностями в воспитании детей младшего школьного возраста.
Целевая аудитория: родители учащихся 1-4 классов.
-
Занятие с элементами тренинга «Секреты Ромео и Джульетты». Цель: формирование половой нравственности в подростковой среде, профилактика ранней нежелательной беременности.
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов.
-
Занятие с элементами тренинга «Дружат мальчики и девочки». Цель: формирование у детей правильного понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов.
Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов.
-
Занятие с элементами тренинга «Я и другие: учимся отстаивать свои границы».
Цель: формирование представления о личностных границах - как средство воспитания уважительного отношения к половой неприкосновенности человека.
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов.
Если Вас заинтересовали предложенные темы занятий, то руководству школы заранее необходимо позвонить нам по телефону 8 (39132) 2-16-46 для того, чтобы договориться о проведении мероприятия и обсудить все организационные вопросы.
Вопрос №12
Как воспитать в ребенке лидерские качества, не превратив в тирана?
Отвечает: Лунина О.С., педагог-психолог.
Согласно психологическому словарю, лидер (от англ. leader – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Какими же качествами обладает лидер? Самое главное, это умение брать ответственность и проявлять инициативу. Также лидер уверен в себе, любознателен, обладает целеустремленностью, самодисциплиной, коммуникабельностью, упорством, эмпатией.
Лидерские качества, безусловно, пригодятся каждому человеку. Они помогут достигать поставленных целей, добиваться успехов. Важно понимать, что цель воспитания – создание условий для развития счастливого уверенного в себе человека. Не все дети могут и хотят являться авторитетной личностью и вести за собой группу. Следовательно, не стоит навязывать ребенку стереотипы и руководящую функцию, а важно воспитывать в ребенке лидерские качества, которые помогут ребенку реализовать себя и добиться успехов.
В чем же различие между лидером и тираном? Истинный лидер обладает адекватной самооценкой, уверен в себе, тиран имеет низкую самооценку, либо эгоистичен и высокомерен. Лидер ориентирован на сотрудничество, служение и заботу, тиран стремится контролировать и обладать, «идет по головам». Лидер ответственен, амбициозен, целеустремлен, справедлив и щедр. Тиран – непреклонный, агрессивный, одержимый, безответственный. Таким образом, деятельность лидера направлена на заботу о людях и продуктивном взаимодействии, тиран ориентирован на подавление, подчинение и управление поступками людей.
Самый главный вопрос: «Как развить в ребенке лидерские качества, не превратив в тирана?».
Первое и незаменимое условие – безусловная любовь и принятие. Ребенок, который растет в атмосфере любви, принятия и уважения, как правило, имеет адекватную самооценку, уверен в себе, не боится ошибаться и пробовать, уважает окружающих людей. Взрослым важно работать над собой, заниматься саморазвитием, олицетворять положительный пример. Невозможно поделиться тем, чего нет у самого. Ребенок усваивает нормы и правила поведения, глядя на взрослых. Если в семье допустимо насилие и жестокость, то ребенок это поведение будет воспринимать как реальный способ взаимодействия с окружающим миром, по причине того, что другого способа он не знает. Также важным является стиль воспитания. Если весь мир крутится вокруг интересов и потребностей ребенка, а потребности остальных членов семьи уходят на второй план, то, скорее всего, ребенку будут присущи такие качества, как эгоцентризм и стремление к манипулированию.
Эгоцентризм (неумение встать на позицию другого человека) в раннем возрасте (лет до 3) является нормой. По мере взросления, при грамотном подходе к воспитанию, это качество становится все менее выраженным. При воспитании ребенка не допустима вседозволенность. Необходимы четкие правила, которым ребенок должен следовать. Ограничений не должно быть много, но они являются для ребенка ориентиром и помогут в самоорганизации поведения. При запретах, аргументируйте отказ. Важно развивать в ребенке самостоятельность и ответственность. Доверяйте ребенку, круг обязанностей должен расширяться и усложняться по мере взросления. Тревожность и стремление все сделать за ребенка – прямой путь к безынициативности, зависимости и несамостоятельности. Помогайте, если ребенку действительно нужна ваша помощь, отступите в нужный момент. При неудаче, важно объяснить, что любой навык нарабатывается с помощью тренировки. Это поможет ребенку принимать поражение и воспринимать его как этап личностного роста.
Важно не критиковать, а помочь ребенку справиться с проблемой, разобрав и обсудив ситуацию, не навязывая свои советы. Это поможет ребенку не бояться ошибаться и пробовать. Также важно разнообразить досуг, поддерживать интересы и стремления детей, что положительно скажется на саморазвитии и коммуникативных навыках. Занятия спортом и участие в соревнованиях поможет выработать дисциплину, целеустремленность, умение работать в команде. Важно научить ребенка превращать трудности в цели, которые необходимо достичь, разбив на более мелкие задачи. Научите ребенка планированию. Достигая мелких задач, ребенок наглядно увидит продвижение к цели. Будьте честны с ребенком, поддерживайте откровенные разговоры, выполняйте обещания.
Важно развивать в ребенке такие качества, отличающие лидера от тирана, как эмпатию, сочувствие, справедливость. Покажите, как можно помогать. Покормите вместе птиц, доверьте уход за животным, помогите бабушке перейти через дорогу и т.д. Развивайте ораторское искусство, поощряйте участие в конкурсах, вовлекайте ребенка в общение. Покажите на своем примере, как подойти и познакомиться, поддержать беседу. Разговаривайте с ребенком. Обсудите разницу между тираном и лидером, поговорите о человеческих ценностях. Выстраивайте диалог исходя из возрастных особенностей ребенка, внимательно слушайте, уважайте мнение ребенка, аргументируйте свою позицию.
В завершении хочется отметить, несмотря на то, кем станет ваш ребенок, важно, чтобы он был счастлив и по-своему успешен. Здоровая личность растет и развивается в здоровой среде. Процесс воспитания самодостаточного, ответственного, целеустремленного, честного, коммуникабельного человека, уважающего других людей, возможен в атмосфере безусловной любви, принятия, веры и взаимоуважения.
Вопрос №13
Тревожность детей. К чему она может привести?
Отвечает: Лунина О.С., педагог-психолог.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Следует различать такие понятия, как тревога и тревожность. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения, а тревожность – устойчивое «фоновое» состояние. Каждый человек, в том числе и ребенок, может испытывать тревогу в тех или иных ситуациях. Например, любой ребенок может разволноваться перед публичным выступлением, но в большинстве других ситуаций он остается спокоен. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией, а сопровождает ребенка практически постоянно, в любой деятельности. Если человек боится чего-то конкретного, то принято говорить о проявлении страха (высоты, темноты, собак и пр.). Каждому ребенку присущи определенные страхи, но когда их много, следует говорить о проявлении тревожности в характере ребенка.
На возникновение детской тревожности могут влиять различные факторы. Например, на биологическую предрасположенность могут накладываться социальные факторы:
1. Высокая тревожность родителя передается ребенку;
2. Завышенные, а также противоречивые требования к ребенку;
3. Чрезмерная забота, ставящая ребенка в зависимое положение;
4. Авторитарный стиль;
5. Насилие, унижение и пр.
Тревожность ребенка может проявляться на психофизиологическом уровне, во внешнем виде ребенка, а также в его деятельности. Тревожные дети могут страдать расстройством стула и сна, испытывать постоянное беспокойство, повышенную потливость, мышечное напряжение, раздражительность, трудности концентрации, слезливость. Все эти характеристики откладывают отпечаток на жизнедеятельности ребенка. Такие дети, как правило, обладают низкой самооценкой, не уверены в своих силах, ищут поддержки и одобрения. Избегание контактов и повышенная застенчивость могут привести к изолированности и коммуникативным сложностям. Боязнь неудач и трудностей – к слабой инициативе и целеустремленности, нереализованным творческим способностям. Наряду с этим, тревожные дети могут надевать «маску агрессивности», пряча свои проблемы и страхи глубоко внутри, выставляя напоказ совсем другие эмоции.
Таким образом, тревожность влияет на здоровье ребенка, его самочувствие, а также все сферы деятельности. Несмотря на это, ребенку можно и нужно помочь, если следовать определенным рекомендациям, касающимся большей частью, родителей:
1. Безусловная любовь и принятие, уважительное отношение к ребенку;
2. Обратите внимание на свое эмоциональное состояние, демонстрируйте ребенку образец уверенного поведения;
3.Снижение критики и замечаний, исключение насилия, угроз и унижений;
4. Избегайте, как повышенной опеки, так и чрезмерных требований. Учитывайте возможности ребенка, в случае необходимости – помогите и окажите поддержку.
5. Лучший вариант воспитания – гармоничный стиль с адекватными и однозначными требованиями и обоснованными запретами;
5. Создание ситуации успеха, подчеркивание достоинств ребенка;
6. Хвалите ребенка, объясняя за что;
7. Общайтесь с ребенком, помогайте в выражении мыслей и чувств;
8. Избегайте сравнений и состязаний;
9. Доверяйте ребенку, будьте с ним честны;
10. Выполняйте упражнения на мышечные расслабления.
Очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным, но порой, сами того не желая, закрепляют это качество. Воспитание в атмосфере любви, принятия, доверия и уважения поможет ребенку почувствовать свои силы и проявить таланты. Также следует помнить о том, что в случае возникновения каких-либо вопросов или трудностей, связанных с воспитанием ребенка, можно обратиться за квалифицированной помощью к психологу.
Вопрос №14
Оказывает ли услуги юрисконсульт в Центре семьи? Если да, то составляет ли исковые заявления?
Отвечает: Юрисконсульт, Н.В.Родионова
Юрисконсульт КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» оказывает социально-правовые услуги в целях защиты прав и законных интересов граждан: консультации и составление исковых заявлений по семейному праву, консультации по вопросам гражданского и жилищного законодательства.
В рамках № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г., социально-правовые услуги предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.
Для бесплатного получения социально-правовых услуг гражданин должен быть признан нуждающимся в социальном обслуживании и предоставить индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
Социально-правовые услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход заявителя социально-правовых услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.
В случае выше полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения социально-правовые услуги предоставляются с частичной оплатой. В остальных других случаях социально-правовые услуги предоставляются за плату.
Вопрос №15
Какие услуги оказывает Центр семьи?
Отвечает: Специалист по социальной работе, Е.А. Лемешевская
КГБУ СО «Центр семьи «Минусинский» оказывает услуги в рамках ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Социальные услуги предоставляются бесплатно, за полную плату или частичную плату. Плата (и частичная плата) за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, заключённым между получателем и поставщиком социальных услуг.
Социальные услуги предоставляются бесплатно:
-
несовершеннолетним детям;
-
лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и вооружённых межнациональных конфликтов;
-
если на дату обращения среднедушевой доход ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленной по соответствующей группе территорий края.
Формы социального обслуживания: стационарная, полустационарная, на дому.
В полустационарной форме на бесплатной основе при постановке на социальное обслуживание в соответствии с ФЗ №442 можно получить следующие социальные услуги:
-
Социально-психологические:
-
социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;
-
социально-психологический патронаж;
-
психодиагностика и обследование личности;
-
воспитательно-профилактическая работа.
-
Социально-педагогические:
-
коррекция, включая диагностику и консультирование;
-
социально-педагогическое консультирование по детско-родительским отношениям, методике семейного воспитания;
-
организация досуга (праздники, культурные мероприятия), летняя площадка);
-
Социально-медицинские:
-
проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
-
занятия по адаптивной физической культуре.
-
Социально-трудовые:
-
оказание помощи в трудоустройстве;
-
организация помощи в получении образования или профессии.
-
мероприятия по обучению доступным трудовым навыкам.
-
Социально-правовые:
-
консультирование по социально-правовым вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, меры социальной поддержки;
-
оказание помощи в оформлении или восстановлении утраченных документов;
-
оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно;
-
защита прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. в суде, на допросах;
-
содействие в восстановлении в родительских правах.
-
Повышение коммуникативного потенциала граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности:
-
обучение детей-инвалидов пользованию средствами ухода и техническими средствами;
-
обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту;
-
проведение социально-реабилитационных мероприятий.
В Центре также проводятся:
-
занятия в детско-родительских группах «Растём вместе»;
-
социально-профилактические мероприятия с детьми, родителями, подростками;
-
занятия в группе «Лукоморье» по программе формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста (3-6лет);
-
занятия по подготовке к школе - «Скоро в школу», направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению;
-
работа семейных клубов «Семейный очаг», «Гармония», «Пряники»;
-
досуговая детская площадка «Калейдоскоп»;
-
досуговая летняя площадка «Лето молодых»;
-
волонтёрский клуб «Энергия добра»;
-
детская кукольная студия «Буратино»;
-
реабилитационно-досуговая площадка для подростков «В кругу друзей» (для детей с ОВЗ).
За полную плату КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» оказывает следующие услуги:
-
Консультация педагога-психолога, (беседа с родителями, беседа с ребенком, выявление проблем, выдача первичной рекомендации).
-
Консультация социального педагога (беседа с родителями, беседа с ребенком, выявление проблем, выдача первичной рекомендации)
-
Консультирование мультидисциплинарной командой специалистов (педагог-психолог + социальный педагог и др.)
-
Обследование и диагностика развития педагогом-психологом
-
Обследование и диагностика развития социальным педагогом
-
Обследование и диагностика развития мультидисциплинарной командой специалистов (педагог-психолог + социальный педагог и др.)
-
Разработка развивающей программы педагогом-психологом (1 программа)
-
Разработка развивающей программы социальным педагогом (1 программа)
-
Разработка комплексной развивающей программы (1 программа)
-
Индивидуальные развивающие занятия с педагогом-психологом
-
Групповые развивающие занятия с педагогом-психологом
-
Индивидуальные развивающие занятия с социальным педагогом
-
Групповые развивающие занятия с социальным педагогом
-
Индивидуальные развивающие занятия (ребенок + родитель)
-
Групповые развивающие занятия (ребенок + родитель)
-
Развитие творческих способностей посредством организации клубов, творческих мастерских для населения
-
Социально-бытовое сопровождение несовершеннолетних в домашних условиях
-
Подготовка юрисконсультом документов правового характера
-
Индивидуальное консультирование граждан по правовым вопросам, требующее изучения документов
-
Представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ
-
Индивидуальное консультирование граждан по правовым вопросам, не требующее изучения документов
-
Психологическое сопровождение несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств или жестокого обращения, в ходе производства доследственных проверок и расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении них, с выдачей заключения.
-
Проведение групповых досуговых, и праздничных мероприятий на площадях учреждения
-
Индивидуальные развивающие занятия с учителем-логопедом (ребенок + родитель)
-
Сопровождение педагогом- психологом несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств или жестокого обращения, в ходе производства доследственных проверок и расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении них
-
Сопровождение социальным педагогом несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств или жестокого обращения, в ходе производства доследственных проверок и расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении них
Для получения более подробной информации и записи на прием обращайтесь по адресу: г.Минусинск, ул. Советская, д.31«б» или по телефонам: 2-16-46, 5-17-63, 2-07-65, 5-36-71.